В работе профессиональных коллекторских агентств в рамках цессионных соглашений на 01.08.2022 года находятся более 9 млн. человек, имеющих просроченную задолженность перед банками. Их совокупный долг составляет порядка 1,3 трлн. рублей. В рамках агентской схемы на отчётную дату в работе находится не менее 3 млн человек, а объем их долгов достигает 250 млрд. рублей.
Принимая во внимание количество клиентов и общий объем бизнеса, на первый план встает не только безукоризненное соблюдение законодательства, но и внедрение более удобных и оперативных инструментов взаимодействия с клиентом.
По результатам опроса на тему: «Какой из способов связи предпочтительнее в качестве оптимального по долговому вопросу со стороны кредитора или коллекторского агентства»: 15% респондентов ответили телефонный звонок, 3% - личный визит, 20% - SMS-сообщение, 30% - мессенджеры (Telegram, WhatsApp), 10% - социальные сети, 5% - электронная почта, 4% - «классическое» письмо, 3% - без разницы.
Предпочтительный способ связи | Доля, % |
Звонок | 15% |
Личный визит | 3% |
SMS-сообщение | 20% |
Мессенджеры | 30% |
Социальные сети | 10% |
Электронная почта | 5% |
«Классическое» письмо | 4% |
Без разницы | 3% |
При этом интересно отметить, что для самостоятельного контакта с коллекторскими агентствами физические лица все чаще делают выбор в пользу именно дистанционных каналов связи (мессенджеры, сайт (чат), электронная почта, социальные сети). На сегодня около 15% должников для первичного обращения по вопросу задолженности выбирают именно этот способ связи. По нашим оценкам, к 2025 году 25-30% должников будут использовать подобные каналы связи на постоянной основе. Данная тенденция является логичным продолжением цифровизации всего финансового рынка, когда обслуживание выводится в наиболее удобный для потребителя формат.
Канал связи | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 |
Классические каналы (телефон, визит) | 99% | 98,5% | 93% | 91% | 85% |
Дистанционные каналы (мессенджеры, сайт (чат), электронная почта, социальные сети) | 1% | 1,5% | 7% | 9% | 15% |
Должники предпочитают узнавать через дистанционные каналы связи о способах погашения, возможности уменьшить ежемесячный платеж, спрашивают о последствиях невыплаты, запрашивают справку о погашении, узнают о специальных акциях, проводимых в том или ином коллекторском агентстве, оставляют обращения и жалобы на работу сотрудников.
Порядка 35% тех, кто использует дистанционный канал связи, поясняют, что делают выбор в пользу него по причине экономии времени, 20% не имеют возможности поднимать «долговую тему» по телефону, опасаясь, что разговор услышат окружающие, 10% оставляют обращения/жалобы на действия сотрудников, 20% не хотят, чтобы их идентифицировали, для 10% - это привычный вид связи, 5% назвали другие причины.
На сегодня наиболее востребованным альтернативным каналом связи среди физических лиц являются мессенджеры (Telegram, WhatsApp, Viber и т.д.). Их доля в общем альтернативном портфеле выросла с 60% в 2021 году до 72% в текущем году. Также набирают популярность и чат-боты на сайтах коллекторских агентств . Их доля увеличилась за год на 5 п.п. до 20%. При этом должники стали реже использовать электронную почту. Если в 2021 году на нее приходилось в категории альтернативных каналов связи 10%, то на данный момент показатель не превышает 5%. Уровень использования соцсетей за год незначительно снизился с 5% до 3%. В первую очередь по причине блокировки ряда площадок и закрытия в них официальных групп брендами (Facebook, Instagram).
Для должника, как и любого потребителя, важна скорость - в среднем при использовании мессенджеров и чат-ботов клиент переходит в диалоговое окно за один клик. Кроме того, данные инструменты обладают возможностью быстрого реагирования и клиент получает ответ в течение нескольких минут.
Возраст более 50% должников, использующих мессенджеры для первичной связи с коллекторскими агентствами, не превышает 34 лет. При этом клиенты в возрасте от 40 лет предпочитают воспользоваться электронной почтой – их доля в этом сегменте превышает 51%.
Аудитория мессенджеров, возраст | Доля, % |
20-24 | 4% |
25-29 | 10% |
30-34 | 40% |
35-39 | 25% |
40-44 | 9% |
45-49 | 6% |
50-54 | 3% |
55-59 | 2% |
60+ | 1% |
Аудитория сайта (чат), возраст | Доля, % |
20-24 | 11% |
25-29 | 20% |
30-34 | 17% |
35-39 | 14% |
40-44 | 10% |
45-49 | 9% |
50-54 | 8% |
55-59 | 7% |
60+ | 4% |
Аудитория электронной почты, возраст | Доля, % |
20-24 | 2% |
25-29 | 7% |
30-34 | 15% |
35-39 | 25% |
40-44 | 16% |
45-49 | 14% |
50-54 | 8% |
55-59 | 7% |
60+ | 6% |