07.09.2022
Каждому второму должнику удобнее общаться с коллекторами через мессенджеры и SMS-сообщения

В работе профессиональных коллекторских агентств в рамках цессионных соглашений на 01.08.2022 года находятся более 9 млн. человек, имеющих просроченную задолженность перед банками. Их совокупный долг составляет порядка 1,3 трлн. рублей. В рамках агентской схемы на отчётную дату в работе находится не менее 3 млн человек, а объем их долгов достигает 250 млрд. рублей.

Принимая во внимание количество клиентов и общий объем бизнеса, на первый план встает не только безукоризненное соблюдение законодательства, но и внедрение более удобных и оперативных инструментов взаимодействия с клиентом.

По результатам опроса на тему: «Какой из способов связи предпочтительнее в качестве оптимального по долговому вопросу со стороны кредитора или коллекторского агентства»: 15% респондентов ответили телефонный звонок, 3% - личный визит, 20% - SMS-сообщение, 30% - мессенджеры (Telegram, WhatsApp), 10% - социальные сети, 5% - электронная почта, 4% - «классическое» письмо, 3% - без разницы.

Предпочтительный способ связи Доля, %
Звонок 15%
Личный визит 3%
SMS-сообщение 20%
Мессенджеры 30%
Социальные сети 10%
Электронная почта 5%
«Классическое» письмо 4%
Без разницы 3%

При этом интересно отметить, что для самостоятельного контакта с коллекторскими агентствами физические лица все чаще делают выбор в пользу именно дистанционных каналов связи (мессенджеры, сайт (чат), электронная почта, социальные сети). На сегодня около 15% должников для первичного обращения по вопросу задолженности выбирают именно этот способ связи. По нашим оценкам, к 2025 году 25-30% должников будут использовать подобные каналы связи на постоянной основе. Данная тенденция является логичным продолжением цифровизации всего финансового рынка, когда обслуживание выводится в наиболее удобный для потребителя формат.

Канал связи 2018 2019 2020 2021 2022
Классические каналы (телефон, визит) 99% 98,5% 93% 91% 85%
Дистанционные каналы (мессенджеры, сайт (чат), электронная почта, социальные сети) 1% 1,5% 7% 9% 15%

Должники предпочитают узнавать через дистанционные каналы связи о способах погашения, возможности уменьшить ежемесячный платеж, спрашивают о последствиях невыплаты, запрашивают справку о погашении, узнают о специальных акциях, проводимых в том или ином коллекторском агентстве, оставляют обращения и жалобы на работу сотрудников.

Порядка 35% тех, кто использует дистанционный канал связи, поясняют, что делают выбор в пользу него по причине экономии времени, 20% не имеют возможности поднимать «долговую тему» по телефону, опасаясь, что разговор услышат окружающие, 10% оставляют обращения/жалобы на действия сотрудников, 20% не хотят, чтобы их идентифицировали, для 10% - это привычный вид связи, 5% назвали другие причины.

На сегодня наиболее востребованным альтернативным каналом связи среди физических лиц являются мессенджеры (Telegram, WhatsApp, Viber и т.д.). Их доля в общем альтернативном портфеле выросла с 60% в 2021 году до 72% в текущем году. Также набирают популярность и чат-боты на сайтах коллекторских агентств . Их доля увеличилась за год на 5 п.п. до 20%. При этом должники стали реже использовать электронную почту. Если в 2021 году на нее приходилось в категории альтернативных каналов связи 10%, то на данный момент показатель не превышает 5%. Уровень использования соцсетей за год незначительно снизился с 5% до 3%. В первую очередь по причине блокировки ряда площадок и закрытия в них официальных групп брендами (Facebook, Instagram).

Для должника, как и любого потребителя, важна скорость - в среднем при использовании мессенджеров и чат-ботов клиент переходит в диалоговое окно за один клик. Кроме того, данные инструменты обладают возможностью быстрого реагирования и клиент получает ответ в течение нескольких минут.

Возраст более 50% должников, использующих мессенджеры для первичной связи с коллекторскими агентствами, не превышает 34 лет. При этом клиенты в возрасте от 40 лет предпочитают воспользоваться электронной почтой – их доля в этом сегменте превышает 51%.

Аудитория мессенджеров, возраст Доля, %
20-24 4%
25-29 10%
30-34 40%
35-39 25%
40-44 9%
45-49 6%
50-54 3%
55-59 2%
60+ 1%

Аудитория сайта (чат), возраст Доля, %
20-24 11%
25-29 20%
30-34 17%
35-39 14%
40-44 10%
45-49 9%
50-54 8%
55-59 7%
60+ 4%

Аудитория электронной почты, возраст Доля, %
20-24 2%
25-29 7%
30-34 15%
35-39 25%
40-44 16%
45-49 14%
50-54 8%
55-59 7%
60+ 6%
Поделиться
Другие новости
24.09.2024
«Debt Tech 2024: стратегии и технологии в новых условиях» от информационно-аналитического портала «Рынок взыскания»
11 октября в Москве пройдет практическая конференция «Debt Tech 2024: стратегии и технологии в новых условиях» для представителей банков, МФО, коллекторских а...
Подробнее
23.09.2024
Национальная Ассоциация Профессиональных Коллекторских Агентств приняла участие в работе Форума «Лидеры цифрового развития. Курс на урегулирование»
Основной темой деловой программы форума стала стратегия человекоцентричности
Подробнее
10.09.2024
Осенняя Конференция Национальной Ассоциации Профессиональных Коллекторских Агентств состоится 22 ноября 2024.
Подробная информация появится в ближайшее время. Следите за новостями.
Подробнее
С Днем финансиста!
08.09.2024
С Днем финансиста!
Позвольте искренне пожелать вам многообещающих перспектив, далеко идущих амбициозных планов, опытных и надежных партнеров, уверенности в будущем и безусловных...
Подробнее
13.08.2024
Национальная Ассоциация Профессиональных Коллекторских Агентств выступает за мораторий на взыскание долгов для жителей всех пострадавших населенных пунктов
Национальная Ассоциация Профессиональных Компаний Коллекторских Агентств призывает всех участников рынка профессионального взыскания принять решения о моратор...
Подробнее
17.07.2024
Минюстом России зарегистрирована новая редакция устава Национальной Ассоциации Профессиональных Коллекторских Агентств
Наша ассоциация стала саморегулируемой организацией, устав которой предусматривает возможность ассоцииро...
Подробнее